К источникам инвестиционных ресурсов в объекты ЖКХ

К источникам инвестиционных ресурсов в объекты ЖКХ

При этом следует иметь в виду, что только действия фирм- застройщиков и отчасти банков и других инвесторов мотивируются чисто рыночными критериями. Собственники жилья и предприятий коммунального хозяйства были ориентированы до настоящего времени на обеспечение необходимых социальных условий за счет других, не своих, финансовых ресурсов. Это объясняется тем, что в советское время работы по техническому содержанию и ремонту объектов ЖКХ осуществлялись за счет государственного бюджета, правда в неполном требуемом Объеме.

Из года в год продолжается недофинансирование ЖКХ, что приводит к ускоренному физическому износу основных фондов.

В сложившихся условиях Правительство РФ намечало завершить переход к 100%-ной оплате жилищно-коммунальных услуг населением не позднее 2003 г. Одновременно с ростом цен надо было быть готовым к резкому увеличению нагрузки на службы жилищных субсидий — число получателей жилищных субсидий могло увеличиться в 3-4 раза, а финансирование программы — не менее, чем в 10 раз.

Как показал опыт последних лет все эти затраты не могут быть профинансированы лишь за счет увеличения оплаты жилищно- коммунальных услуг, так как 2/3 населения не может оплачивать услуги, получаемые ими, и услуги, получаемые еще 1/3 населения страны, которая является в настоящее время неплатежеспособной. В этом и заключается принцип социальной несправедливости. В связи с этим для принятия обоснованных политических и социально-экономических решений в области инвестирования отрасли необходимо на государственном уровне в первую очередь решить проблему занятости и достойной оплаты населения путем создания рабочих мест на основе развития производственных отраслей экономики. Безусловно, это потребует дополнительного финансирования. Но такой подход позволит ускорить реализацию намеченных Концепцией реформы отрасли мероприятий, не нарушая основного принципа социальной справедливости.

Для реализации намеченных Концепцией реформы ЖКХ целей работы по не выполненному своевременно капитальному ремонту должны быть осуществлены за счет средств государственного бюджета.

Такие участники инвестиционного процесса в жилищной сфере, как население и государство не мог/т мотивироваться чисто рыночными критериями. Интересы их диаметрально противоположны. Учитывая это на современном этапе развития рыночных отношений в России необходимо вмешательство государства в формирование жилищного рынка (рынка жилья и услуг жилищноэксплуатационных организаций). Для этого необходим анализ реализации государственной жилищной политики как в области создания и повышения эффективности жилищного рынка, так и обеспечения социальной справедливости в жилищной сфере.

Особенностью жилищной сферы России является появление частных собственников жилья (ставших собственниками в результате первичной приватизации или вторичных сделок), а также наличие государственного, муниципального жилищного фондов, жилищного фонда, находящегося в коллективной собственности, и жилищного фонда социального использования. Техническое обслуживание и ремонтно-восстановительные работы государственного и муниципального жилищного фондов, а также жилищного фонда социального использования осуществляются за счет местного бюджета. В связи с этим представляется целесообразным тщательно обосновывать стоимость ремонтно-восстановительных работ в каждом доме, выполняемых за счет бюджетных ассигнований, и разработать программу осуществления этих работ.

Многие авторы как в России, так и за рубежом пытаются доказать, что частная собственность на жилье лучше государственной, а это значит, что надо создавать искусственные преимущества для приобретения жилья в собственность. Однако российская действительность свидетельствует о другом. Согласно действующему законодательству жилье, которым граждане пользуются сегодня, можно будет приватизировать до 2007 г. Это относится и к тем, кто стоит на очереди на получение государственного социального жилья, а также к тем, кто получает жилье на условиях коммерческого найма. Таким образом, обе категории граждан могут приватизировать квартиру после ее получения. С развитием экономики страны система предоставления социального жилья в России может измениться и стать такой, какая распространена в других странах, включая и экономически развитые. В этих странах социальное жилье предоставляется жителям до возможности семьи приобрести квартиру на свои средства. Социальное жилье не достается по наследству богатым родственникам. Поэтому логично было бы на современном этапе рассмотреть эту проблему с точки зрения определения потребности в инвестициях в жилищную сферу, определения источников их финансирования с учетом эффективного их использования и возврата, предусмотрев при этом возможность поэтапного выкупа имеющегося жилья самими жильцами.

Комментарии закрыты.