Меньший объем жилищного строительства

Меньший объем жилищного строительства

Меньший объем жилищного строительства по сравнению с потребностью города обусловлен не только ограниченностью финансовых ресурсов, но и отсутствием необходимой площади городских земель, Для нового жилищного строительства в настоящее время отводятся земли предприятий, природоохранные зоны, а также зеленые территории федеральных объектов, в том числе городских лесопарков, вузов и больниц. Дефицит земли должен учитываться при определении стоимости жилья в новостройках (увеличивая стоимость жилья).

Средняя стоимость 1 кв, м общей площади жилых домов в Москве составляет примерно 1000 долл. США, при этом себестоимость жилищного строительства составляет около 500 долл. США. Учитывая, что одним из источников финансирования жилищного строительства остается государственный бюджет при финансовом планировании, следует обосновывать разницу между ценой и себестоимостью — 500 долл. США за 1 кв. м. Указанные суммы — это затраты на формирование городской инфраструктуры, включающие затраты на строительство инженерных коммуникаций, объектов коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также прибыль строительных фирм. Для обоснования затрат, превышающих в 2 раза затраты на строительство 1 кв. м общей площади, необходим экономический расчет, основанный на разработанных и принятых для города социальных нормативах обеспеченности указанными выше объектами социально-коммунальной сферы, определенными в расчете на 1000 жителей города.

Подобные нормативы в социалистической экономике были, безусловно, занижены и составляли 35-55% (в разные периоды) на строительство объектов социально-культурного назначения и столько же на строительство объектов коммунально-бытового назначения стоимости жилищного строительства. С учетом возрастающих требований к организации городской жилищной сферы эти нормы должны быть, несомненно, пересмотрены, причем их увеличение должно учитывать как стоимость новых объектов, так и техническое содержание и капитальный ремонт имеющихся, Вместе с тем следует понимать, что невозможно на небольшую часть покупателей нового жилья перекладывать все затраты, связанные с развитием объектов городской инфраструктуры.

В экономически развитых странах подобные затраты финансируются за счет муниципальных займов, которые возмещаются впоследствии за счет налоговых поступлений в течение длительного времени, Это связано с тем, что вышеназванные объекты служат не одному поколению и, соответственно, выплачиваются несколькими поколениями в виде налогов. Кроме того, в этих государствах имеется четкое разграничение прав собственности между государством, муниципалитетами, частными компаниями и физическими лицами. По мнению автора, в нашей стране меньшая часть населения не должна оплачивать те социальные блага, которыми должно пользоваться несколько поколений. Каждый должен оплачивать то, чем пользуется за счет собственных средств. Если собственных финансовых ресурсов недостаточно, то напрашивается вывод о том, что надо жить по средствам и стремиться к тому, чтобы заработать на лучшую жизнь. Этот постулат относится как к физическим лицам, так и ко всем субъектам рынка. Поэтому следует самым тщательным образом обосновывать потребность в инвестициях в жилищное строительство, строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, определяя, за счет каких источников финансирования оно будет осуществляться. При этом следует стремиться к уменьшению цены на новое жилищное строительство, так как это важный фактор формирования цены на жилье на вторичном рынке, а также фактор, обеспечивающий возможности населения покупать квартиры в новостройках, возвращая инвестиции в жилищное строительство, и обеспечивать его техническое обслуживание.

Следует также рассмотреть возможность развития социального жилищного строительства в городах Московской области для москвичей, которые не могут приобрести жилье по московским ценам. Например, в городах Подмосковья, расположенных на расстоянии около 100 км от Москвы, цена 1 кв. м жилья в 2-3 раза ниже, чем в Москве. В этих же регионах можно было бы строить за счет московского бюджета и социальное жилье для малообеспеченных очередников.

Безусловно, жилищная проблема не может быть решена только предоставлением дешевого социального жилья для москвичей в городах Московской области. Для ее решения потребуются совместные усилия правительств двух крупнейших регионов России —

Москвы и Московской области по инвестированию в развитие экономики городов Подмосковья для обеспечения местами приложения труда как жителей Московской области, так и московских переселенцев.

На современном этапе реализации жилищной реформы отсутствуют стандартные решения практического применения нормативных актов. Хотя такие документы разработаны в отдельных субьектах Федерации и применяются при разработке и обсуждении концепций развития территорий, но их применение связано со многими трудностями. Требования по обеспечению интересов и прав жителей при проведении строительства, содержащиеся в нормативно-распорядительных документах, регламентирующих порядок подготовки ИРД для проектирования и строительства, носят общий неконкретный характер. Затраты на подготовку указанной информации также должны составлять неотъемлемую часть общего объема инвестиций в расширенное воспроизводство объектов ЖКХ,

Комментарии закрыты.