Про развитие высшего и среднего специального образования

Для эффективной практической реализации стратегических направлений развития высшего и среднего специального образования необходимы определенные изменения в структуре системы. В этой области в братских странах ведутся интенсивные исследования. Нужно отметить, однако, что, если в выборе магистральных направлений ученые и практические работники всех европейских стран — членов СЭВ в целом единодушны, то в подходах к конкретным изменениям структуры высшего и среднего специального образования имеются большие различия.

К тому же этот комплекс вопросов сравнительно недавно стал объектом исследований, и в странах лишь намечаются конкретные изменения, которые пока еще нигде в полной мере не внедрены, а следовательно, не проверены практикой, т. е. в области конкретных направлений структурной политики в высшем образовании, в отличие от среднего, в опыте стран СЭВ нет пока еще готовых рецептов.

На наш взгляд, каждой из концепций развития высшего образования, разрабатываемых в странах СЭВ, присущи свои сильные и слабые стороны. В этой связи представляется возможным и целесообразным, используя эти сильные стороны, отобрать из опыта стран, с учетом также специфики , ряд основных концептуальных положений по совершенствованию структуры высшего и среднего специального образования.

В структуре высших учебных заведений обособляются три ступени, которые в единстве обеспечивают многостороннюю подготовку специалистов (такова суть новой концепции развития высшего образования в НРБ):
фундаментальная общетеоретическая подготовка в определенном профессиональном направлении, выработка умения анализировать и обобщать, развитие способностей к самостоятельной работе;
подготовка специалистов широкого профиля. На этой ступени студенты усваивают теоретические, а также технологические, конструкторские, экономические, управленческие, экологические и иные знания и навыки для творческой реализации в широкой области деятельности. Подготовка сопровождается обязательным участием студентов в производстве дренажных колодцев и научно-техническом творчестве. По окончании второй ступени происходит распределение студентов на конкретные места работы и должности;
практическая деятельность и обучение студентов на производстве или в научно-исследовательских учреждениях по месту распределения, достижение ими высокого уровня профессиональной квалификации в изучаемой специальности одновременно с адаптацией на новом рабочем месте.

Наиболее распространенная точка зрения по поводу продолжительности каждой ступени обучения такова: I ступень — 1 курс, II ступень — 2-4 курс, III ступень — 5 курс. Общая продолжительность обучения по-прежнему составляет 5 лет (для некоторых специальностей может быть и другой срок обучения), однако последний год из этих пяти лет практически весь приходится на производственную деятельность и адаптацию к условиям рабочих мест, что экономит не менее года эффективной последующей деятельности на производстве в сравнении с прежней системой высшего образования.

На первых двух ступенях и в меньшей степени на третьей студентам целесообразно предоставить возможность посещать лекции по интересующим их дисциплинам на других факультетах и отделениях вузов. В перспективе следовало бы также значительно увеличить количество факультативных предметов.

Комментарии закрыты.