Влияние свойств строительных материалов на форму строений

Влияние свойств строительных материалов на форму строений

Новый строительный материал — железобетон, имеющий большую механическую прочность, способный работать на растяжение, дал возможность значительно уменьшить размеры сечения арочной конструкции, увеличить перекрываемые ею пролеты (конструктивно возможно и экономически оправданно сооружение железобетонных арок для мостов пролетами в 1000 м и более). Применение материалов высокой прочности с новыми качествами сделало возможным появление еще более легких конструктивных форм, например, работающих на растяжение вантовых стальных конструкций.

Конструктивные элементы, работающие на сжатие и изгиб, нуждаются для обеспечения их жесткости в значительном объеме материала, отяжеляющего архитектурные формы, прочность которого вместе с тем используется далеко не полностью. Формы подвесных конструкций, требующих минимального расхода материала, предельно легкие, ажурные. Особенно характерна в этом отношении подвесная конструкция в виде фермы из тросов, в которой растянуты все элементы благодаря напряжению зигзагообразного троса, образующего решетку фермы. Эта конструкция, с ее противоположно направленными пологими арками, взаимно уравновешивающими друг друга, кажется абсолютно невесомой, не испытывающей никакого напряжения.

Необычен контраст двух арочных форм, одна из которых относится к начальному периоду развития этой конструкции, а другая представляет собой современный строительный элемент. Характерны массивная монументальность клинчатой каменной арки и пружинящая легкость формы армоцементной арочной конструкции.

Не менее значительно влияние свойств строительных материалов на форму купола. Пологая форма конструктивного купола римского Пантеона, в виде плоской скуфьи, стала возможной благодаря применению монолитного материала — бетона, в древнеримской технике представлявшего собой чередующиеся слои щебня и раствора, выложенные горизонтальными пластами с прослойкой большими кирпичами в нижней части здания и лёгкой пемзой — в скуфье. Облегчение балласта и уменьшение толщины купола в верхней части значительно снизило его вес и уменьшило величину распора, что позволило сделать форму купола пологой, при небольших размерах воспринимающих распор конструкций.


Комментарии закрыты.